Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу.

Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу.

Сравнительная характеристика эмбриогенеза классов млекопитающих.

Для осмысления эмбриогенеза человека целесообразно провести сравнительную характеристику стадий эмбриогенеза, условий развития основных классов хордовых животных. При характеристике эмбриогенеза рыб необходимо помнить, что хотя развитие рыб идет в водной среде, как и у предыдущих животных, тем не менее, они имеют ряд существенных отличий. Это определяется более высокой ступенью развития их в эволюционном плане в сравнении с ланцетником и амфибиями. В первую очередь это проявляется в строении яйцеклетки, содержащей большое количество желтка, на поверхности желтка расположена деятельная часть цитоплазмы с ядром. Именно в этой зоне яйцеклетки протекают процессы оплодотворения и дробления, приводящие к образованию бластулы Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу.. Организатором гаструляции у рыб является краевая зарубка - место подворачивания заднего края бластодиска. Она определяет расположение зародышевых закладок в гаструле. Обратите внимание на особенности течения гаструляции. Качественно новым этапом в развитии рыб является формирование первого провизорного органа - желточного мешка. Уясните способ образования его, строение стенки и функции.

Эмбриогенез птиц в отличие от представителей предыдущих видов происходит не в водной среде, а на суше. У птиц удлиняется продолжительность эмбриогенеза, в связи с этим увеличивается количество желтка в яйцеклетке, появляется новый способ оплодотворения – несвободный - в организме матери. Яйцеклетка приобретает дополнительные яйцевые оболочки создающие так называемую выводковую камеру, в которой идет развитие организма. Выводковая камера Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу. защищает зародыш от неблагоприятных воздействий среды и обеспечивающую нормальнее развитие зародыша. Необходимо помнить, что ранние этапы эмбриогенеза (дробление и начало гаструляции) осуществляются в зародыше, когда он находится в организме матери, проходя по яйцеводу, где и одевается дополнительными оболочками. Особенностью развития птиц является двухфазность гаструляции. 1-я фаза протекает в организме матери, 2-я фаза протекает в выводковой камере и необходимым условием для нее является инкубация. Обратите внимание на разнообразие способов гаструляции, особенности течения 2 фазной гаструляции, значение первичной полоски и Гензеновского узелка в образовании зародышевых закладок. Главной отличительной особенностью в развитии птиц является, стадия формирования провизорных органов в отличие от Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу. рыб у птиц, кроме желточного мешка, формируются амнион, аллантоис, серозная оболочка. Вспомните способ их образования, строение и функции, какова их судьба после завершения эмбриогенеза.

При развитии млекопитающих выявляются закономерности, присущие как птицам, так и человеку. Большая степень сходства развития зародыша млекопитающих с зародышем человека делает изучение эмбриогенеза млекопитающих необходимым звеном в познании общей эмбриологии человека.

Развитие плацентарных млекопитающих характеризуется формированием особой системы взаимосвязи развивающегося зародыша с организмом матери, которая включает в себя образование органа для вынашивания зародыша – матки и дополнительного органа, обеспечивающего связь между ними – плаценты. Эти важные обстоятельства приводят к появлению особенностей в развитии млекопитающих в сравнении с птицами и рыбами Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу.. В первую очередь это проявляется в строении яйцеклетки и процессах дробления. Обратите внимание на раннюю детерминацию бластомеров уже после 1-го дробления, образующих клетки эмбриобласта и трофобласта. Особенностью в развитии зародыша млекопитающих является последовательное образование 2-х типов бластул – морулы и бластоцисты. Начальные этапы эмбриогенеза зародыша протекают, как и у птиц, еще в яйцеводах. Сравните ранние стадии развития у этих классов, выявите сходство и отличия. Обратите внимание на способ гаструляции у млекопитающих, как и когда, выделяются эмбриональные закладки. Особое место в эмбриогенезе человека занимает процесс имплантации зародыша в матку и плацентация за счет ворсин хориона к стенке матки Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу.. Установите степень и характер их взаимосвязи. При характеристике внезародышевых органов у млекопитающих определите, какие закладки их формируют, функциональное значение этих органов. Выделите специфические признаки в развитии млекопитающих животных и человека. Процесс эмбрионального развития человека очень сложен, хотя в общих чертах повторяет основные этапы развития млекопитающих животных (амниот). Начальные этапы эмбриогенеза зародыша человека практически не отличаются от таковых у млекопитающих животных: оплодотворение внутреннее, дробление полное, но неравномерное и асинхронное, образуется трофобласт и эмбриобласт, гаструляция 2-х фазная, 1-я фаза гаструляции происходит еще в яйцеводе. Важным является некоторое замедление гаструляции у человека, связанное с важным моментом – имплантацией зародыша в стенку матки. В этом процессе Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу. первостепенная роль отводится дифференцировке трофобласта на цитотрофобласт и симпластотрофобласт, обеслечивающих внедрение зародыша в стенку матки. Питание зародыша в этот период осуществляется гистотрофно, за счет продуктов распада децидуальных клеток эндометрия в месте имплантации. Существенным является образование вокруг зародыша дополнительной материнской оболочки – децидуальной – часть слизистой оболочки. Вторая фаза гаструляции сопровождается ранним выделением внезародышевой мезодермы, идущей на построение внезародышевых органов: хориона, амниона, желточного мешка, аллантоиса. Очень рано внезародышевая мезодерма вступает в контакт с выростами трофобласта, образуя первичные ворсины с кровеносными сосудами и способствуя превращению его в хорион. Между первичными ворсинами хориона и лакунами, образовавшимися, в результате разрушения кровеносных сосудов эндометрия в Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу. области имплантации зародыша устанавливается взаимосвязь, с этого момента начинается гематотрофный тип питания развивающегося зародыша. Эктодерма и эндодерма образуют вместе с внезародышевой мезодермой 2 полых органа - амниотический и желточный пузырьки, которые в последствии преобразуются в амнион и желточный мешок.



Характерной чертой развития зародыша человека является более раннее формирование провизорных органов (хориона, амниотического и желточного пузырьков) в отличие от млекопитающих, птиц и рыб, у которых развитие зародыша идет параллельно с развитием провизорных органов. Этот факт является прогрессивной приспособительной чертой, определяющей нормальное течение эмбриогенеза человека. Сам зародыш развивается из клеточного материала, расположенного в центральной части контактирующих поверхностей амниотического и желточного пузырьков (зародышевой щиток). С переходом Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу. зародыша к гематотрофному типу питания наступает качественно новый тип в развитии зародыша – 2-я фаза гаструляции, которая не отличается от таковой у птиц и млекопитающих и связана с преобразованиями, происходящими в области дна амниотического пузырька, т.е. на поверхности зародышевой эктодермы. В отличие от эмбриогенеза птиц и млекопитающих, у зародыша человека образуется только туловищные складки, отделяющие тело зародыша от желточного мешка, далее зародыш погружается в амниотический пузырек, где и происходит дальнейшее развитие. Важное, значение, в установлении связи организма зародыша с организмом матери имеет аллантоис, в стенке которого формируются кровеносные сосуды, входящие в состав пупочного канатика и подрастающие к Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу. ворсинкам хориона, которые разветвляются на вторичные ворсины и в месте контакта их со стенкой матки образуется плацента. На остальной части хориона ворсины исчезают. Обратите внимание на структуру и функции внезародышевых органов, особенностью является участие внезародышевой мезодермы в образовании стенки этих органов, зародышевая мезодерма появляется гораздо позже и не принимает участия в их формировании, а из нее формируются ткани зародыша.

Особенности ранних стадии развития зародыша человека.

Асинхронный тип полного дробления и образования «светлых» и «темных» бластомеров.

Меробластический тип развития.

Интерстициальный тип имплантации (в слизистой матки) приводит к формированию децидуальной - 5-ой оболочки.

Две фазы гаструляции (деляминации и иммиграции) между которыми происходит формирование Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу. зародышевых оболочек (раньше, чем тело).

Ранее образование внезародышевой мезодермы, идущей на построение стенок провизорных органов. Зародышевая мезодерма идет на построение только ткани зародыша.

Отсутствие амниотических складок, в связи сформированием на стадии гаструлы амниотического пузырька и последующего впячивания (инвагинации) в него тела.

Сильное развитие амниона и хориона и слабое - желточного мешка и аллантоиса, которые принимает участия в образования пуповины.

Тип плаценты - гемохориальной,

Формирование децидуальной оболочки.

Хронология основных стадий зародышевого периода эмбриогенеза.

Продолжительность утробного развития 280 суток (10 лунных месяцев)

Эмбриональное развитие проходит в 3 периода:

Начальный-1 нед.

Зародышевый- 2-8 нед.

Плодный - с 9-ой недели до рождения.

Оплодотворение. Оптимальные условия до 12 часов после овуляции Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу. яйцеклетки.

Объем эякулята - 3 мл, содержащего от 150 до 350 млн. сперматозоидов. Жизнеспособность в женских родовых путях до 2 суток.

2) Дробление - начинается к концу 1-ых суток. Продолжительность 3-4 суток по мере продвижения зародыша по яйцеводу к матке. Дробление полное, неравномерное, асинхронное. 1 деление меридиальное завершается через 30 час, 2-ое - через 40 часов в результате образуется 4 клетки. На 4 сутки – 7-12 бластомеров.

3) Бластуляция. 3а) Через 50-60 часов образуется морула.

3б) Через 4-4,5 суток образуется бластоциста.

- на 5,5 сутки зародыш поступает в матку на стадии бластоцисты.

- на 6-ые сутки происходит адгезия (прикрепление) к стенке матки

- с 7 суток до 8,5 суток происходит имплантация зародыша в стенку матки, на границу функционального и базального слоев слизистой оболочки (эндометрия) матки. Имплантация происходит Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу. за счет расщепления ферментами клеток трофобласта соединительной ткани слизистой оболочки матки- эндометрия и образования вокруг ворсин хориона лакун.

- параллельно с имплантацией начинается гаструляция: 1стадия - деляминация

- с 9-10 суток гаструляция приостанавливается и начинается формирование - внезародышевой мезодермы, зародышевых оболочек (хориона, амниотического и желточного пузырьков), идущей на построение стенок зародышевых оболочек.

- с 14-15 суток продолжается 2-ой этап гаструляции – выделяется зародышевый щиток, в котором активизируются процессы деления и перемещения клеток в области зародышевого щитка (иммиграция).

- с 14 суток и до 3 месяцев происходит формирование плаценты

- с 17 суток по 20 сутки начинают формироваться осевые органы, начинается гистогенез.

- с 20-по 21 сутки происходит формирование тела и завершается формирование зародышевых оболочек желточного Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу. мешка, аллантоиса, входящих в состав пуповины, наибольшего развития достигает амнион.

- в конце 1-ого в течение 2-ого месяца активно протекает гистогенез и органогенез.


documentauuqcpd.html
documentauuqjzl.html
documentauuqrjt.html
documentauuqyub.html
documentauurgej.html
Документ Методические указания по самоподготовке по теоретическому материалу.